Системный подход к оценке бизнеса предприятия.

Основа системного подхода к оценке бизнеса предприятия заключается в том, что предполагается рассматривать компанию как действующую систему, состоящую из определенных элементов, имеющую управление и цель своей работы. Такой взгляд на предприятие позволяет рассмотреть компанию извне как единое целое.

Системный подход предполагает, что предприятие - система, имеющая целевую функцию, включающая связанные элементы, производящая продукт, использующая ресурсы. Система (компания) производит и потребляет услуги, товары, обеспечивает прибыль как результат своей деятельности.

Рассмотрим подробнее составляющие элементы системы "предприятие".

  1. Целью системы является не только выживаемость, но и развитие. Не стоит путать понятия цель системы и цель собственника. Цель собственника - это максимальная прибыль в долгосрочном периоде. Проблемой выживаемости компании могут быть организации – поставщики капитала (кредиторы, собственники), имеющие возможность инициирования банкротства компании. Цель «выживаемость" для системы достижима при получении прибыли, достаточной для платежеспособности, не меньшей по значению нормы доходности. Цель "развитие" достижима при условии предоставления поставщиками капитала, обеспечивающего рост компании. Ценность прибыли в долгосрочном периоде регламентируется процедурой дисконтирования. Таким образом, система "предприятие" стремится к достижению максимального значения стоимости.
  2. Функция системы (целевая) - средство достижения цели собственника, заключающаяся в увеличении текущей ценности прибыли в долгосрочном периоде. Таким образом, целевая функция - прибыль.
  3. Элементами системы являются пассивы, активы, персонал предприятия. Активы – это имущество предприятия (материальное, нематериальное), участвующее в процессе производства. Пассивы включают источники образования активов или капитал, потребляемый предприятием, а также права владения компанией. Персонал – это сотрудники предприятия с базой знаний, опыта, а также корпоративная культура.
  4. Производимые товары, услуги - продукт, производимый предприятием для продажи.
  5. Продукты, потребляемые компанией, включают услуги, товары для производства своей продукции (сырье, энергоносители, полуфабрикаты, аренда средств на основании оценки аренды и т.д.).

Предприятие как систему характеризует системный подход, для которого характерно понятие системного эффекта, отражающего качество системы в целом или эффективность применения элементов системы и управляющих связей. Системный эффект специалисты оценочных компаний определяют путем сравнения стоимостей системы в целом и ее элементов. Системный эффект компании - это разность между стоимостью бизнеса (доходной) и ликвидационной стоимостью (стоимостью элементов).

Системный эффект может быть величиной и положительной, и отрицательной. Отрицательная величина указывает на устаревание (неэффективность) системы. Оценка бизнеса с точки зрения системного подхода выполняется с учетом восприятия компании как системы. Система может существовать в текущем состоянии, с изменениями, в состоянии остановки существования. Следовательно, бизнес как система может оцениваться в целом в текущем состоянии, с учетом изменений, с учетом ликвидации.

Таким образом, оценка бизнеса на основании системного подхода - это определение стоимости предприятия с учетом всех пассивов, активов, менеджмента в условиях конкретного состояния предприятия.