Проблемы налогообложения. Введение налога на недвижимость.

Введение налога на недвижимость – справедливое, прогрессивное действие власти, способствующее увеличению местных бюджетов, динамичному развитию территорий. Опыт развитых стран подсказывает, что налог способствует развитию территорий при следующих условиях:

  1. Величина платежа должна устанавливаться законодательно в процентах от стоимости недвижимости, приближенной к рыночной стоимости (не более);
  2. Оценку стоимости недвижимости, оценку имущества должны выполнять оценщики, независимые от государства, владеющие знаниями рынков на местном уровне;
  3. Методы определения стоимости для целей налогообложения должны быть просты для восприятия плательщиками, результаты расчетов должны быть проверяемыми;
  4. Обязателен учет и регистрация в реестре технических параметров объектов, а также прав на них;
  5. Цены сделок должны декларироваться;
  6. Платеж должен пополнять местные бюджеты, средства бюджета должны способствовать улучшению инфраструктуры инженерных коммуникаций;
  7. Создание условий населению для осуществления контроля над средствами бюджета через органы власти;
  8. Органы власти на местах должны устанавливать ставки платежа, величину льгот;
  9. Выработка единых ставок налогообложения объектов и юридических, физических лиц;
  10. Выполнение административного и методологического обеспечения оценки и администрирования платежей со стороны центральной власти РФ.

При соблюдении условий собственники недвижимости убедятся, что средства от уплаты налога, используются на развитие инфраструктуры (дороги, очистные сооружения, инженерные сети, ЖКХ). По сути, идет инвестирование средств владельцами объектов в рост стоимости объектов на рынке. Если вышеуказанные условия не соблюдаются, то обложение имущества не выполняет функцию развития регионов, а несет только функцию нагрузки на владельцев объектов, постоянно уклоняющихся от уплаты.

Вопрос установления налога представляется больше политическим. В странах с развитой рыночной экономикой платежи обеспечивает рост местных бюджетов, а также развивает территориальное самоуправление. Законодательство РФ (Конституция) предусматривает, что органы власти на местах самостоятельно решают вопросы пользования, владения, распоряжения собственностью муниципалитета, формируют и исполняют местный бюджет. Следует отметить противоречие в законодательных документах РФ: Бюджетный и Налоговый кодексы не предусматривают эти налоги. С 2004 года Госдума РФ не провела второе чтение законопроекта о внесение в НК РФ главы о налоге на объекты недвижимости.

В истории выделяют три вида муниципальной власти:

  1. Административная власть (назначение местных органов власти, должностных лиц государственной властью);
  2. Полное местное самоуправление (право граждан на самостоятельное решение местных проблем, включая самостоятельное создание органов власти на местах);
  3. Смешанная форма управления (управление государственными органами совместно с самоуправлением).

Административная власть свойственна «полицейскому государству», в котором недвижимость является собственностью государства. «Полицейскому государству» необходима зависимость местного управления не от населения, а от федеральных властей. Результат такой политики – неучастие населения в выборах местных органах власти. Налог на недвижимость крайне невыгоден бюрократии, владеющей дорогостоящей недвижимостью.

Целесообразным вариантом представляется передача кадастровой оценки в руки профессиональных специалистов оценочных компаний на региональном уровне, полное исключение федеральных служб из процесса оценки недвижимости.