|
|
|
Оценка бизнеса. Основные понятия и цели проведения оценки.
Оценка стоимости бизнеса – процесс целенаправленного, упорядоченного расчета стоимости объекта на основе реального и потенциального дохода от объекта в определенное время при определенном состоянии рынка.
Выделяют виды стоимости при оценке бизнеса:
- Рыночная или справедливая: максимально вероятная цена продажи покупателю объекта при наличии свободного рынка;
- Инвестиционная: цена объекта для конкретного инвестора на основании ожиданий, требований инвестора. Этот вид стоимости зависит от доходности для определенного лица при конкретных инвестиционных целях.
- Действительная: цена на основании анализа фундаментальных факторов бизнеса;
- С ограниченным рынком: отражает ценность объекта, продажа которого невозможна или возможна при условии дополнительных затрат;
- Воспроизведения: сумма затрат на создание аналога;
- При существующем использовании: стоимость рассчитывается при существующем применении объекта в сравнении с ценой при альтернативном использовании.
При оценке аренды, иного бизнеса применяют стандарты стоимости: обоснованная рыночная, обоснованная инвестиционная, фундаментальная стоимости. Обоснованная рыночная стоимость трактует, что оценка компании выполняется по информации, доступной для покупателя или продавца бизнеса, а также инвестора. Обоснованная стоимость предусматривает оценку коммерческой недвижимости, иного бизнеса на базе информации, доступной в равной степени для определенных участников рынка. По инвестиционной стоимости оценивается бизнес на базе возможностей инвестора. По фундаментальной стоимости оценивают бизнес экспертом оценочной компании на базе информированности эксперта о деловых способностях инвестора.
Бизнес оценивают для целей:
- Сделок по покупке/ продаже компаний, выпуску акций (цена акций определяется при оценке акций);
- Оценки управления в компании;
- Разрешение налоговых, правовых вопросов, оценка имущества (даримого);
- Оценка акций, иных ценных бумаг;
- Создание плана развития компании;
- Реструктуризация, ликвидация, санация компаний - банкротов;
- Установление кредитоспособности компании, расчет залога при кредитовании;
- Страхование, сопровождающееся оценкой недвижимости, иных активов;
- Продажа компаний – банкротов.
Объектами оценки являются:
- Предпринимательская деятельность;
- Имущественный комплекс предприятия;
- Доли в совместном бизнесе;
- Нематериальные активы;
- Иные объекты (услуги, долги, права и т.д.).
В процессе оценки стоимости бизнеса используются принципы:
- Принципы на основе представлений владельца об имуществе - полезность, замещение, ожидание;
- Принципы, касающиеся эксплуатации имущества - производство, остаточная продуктивность, вклад, предельная доходность и сбалансированность;
- Принципы, связанные неразрывно с рынком - спроса и предложения, конкуренции, изменений
Процесс оценки бизнеса имеет две базовые составляющие:
- Аналитическая составляющая включает анализ ситуации на рынке, документов, источников информации, подходов к оценке;
- Расчетная составляющая включает работу с математическими формулами, аналитическую обработку результатов.
Таким образом, оценка бизнеса – востребованный процесс, требующий от эксперта по стоимости высокой квалификации.
|
|