Оценка бизнеса. Основные понятия и цели проведения оценки.

Оценка стоимости бизнеса – процесс целенаправленного, упорядоченного расчета стоимости объекта на основе реального и потенциального дохода от объекта в определенное время при определенном состоянии рынка.

Выделяют виды стоимости при оценке бизнеса:

  1. Рыночная или справедливая: максимально вероятная цена продажи покупателю объекта при наличии свободного рынка;
  2. Инвестиционная: цена объекта для конкретного инвестора на основании ожиданий, требований инвестора. Этот вид стоимости зависит от доходности для определенного лица при конкретных инвестиционных целях.
  3. Действительная: цена на основании анализа фундаментальных факторов бизнеса;
  4. С ограниченным рынком: отражает ценность объекта, продажа которого невозможна или возможна при условии дополнительных затрат;
  5. Воспроизведения: сумма затрат на создание аналога;
  6. При существующем использовании: стоимость рассчитывается при существующем применении объекта в сравнении с ценой при альтернативном использовании.

При оценке аренды, иного бизнеса применяют стандарты стоимости: обоснованная рыночная, обоснованная инвестиционная, фундаментальная стоимости. Обоснованная рыночная стоимость трактует, что оценка компании выполняется по информации, доступной для покупателя или продавца бизнеса, а также инвестора. Обоснованная стоимость предусматривает оценку коммерческой недвижимости, иного бизнеса на базе информации, доступной в равной степени для определенных участников рынка. По инвестиционной стоимости оценивается бизнес на базе возможностей инвестора. По фундаментальной стоимости оценивают бизнес экспертом оценочной компании на базе информированности эксперта о деловых способностях инвестора.

Бизнес оценивают для целей:

  1. Сделок по покупке/ продаже компаний, выпуску акций (цена акций определяется при оценке акций);
  2. Оценки управления в компании;
  3. Разрешение налоговых, правовых вопросов, оценка имущества (даримого);
  4. Оценка акций, иных ценных бумаг;
  5. Создание плана развития компании;
  6. Реструктуризация, ликвидация, санация компаний - банкротов;
  7. Установление кредитоспособности компании, расчет залога при кредитовании;
  8. Страхование, сопровождающееся оценкой недвижимости, иных активов;
  9. Продажа компаний – банкротов.

Объектами оценки являются:

  • Предпринимательская деятельность;
  • Имущественный комплекс предприятия;
  • Доли в совместном бизнесе;
  • Нематериальные активы;
  • Иные объекты (услуги, долги, права и т.д.).

В процессе оценки стоимости бизнеса используются принципы:

  • Принципы на основе представлений владельца об имуществе - полезность, замещение, ожидание;
  • Принципы, касающиеся эксплуатации имущества - производство, остаточная продуктивность, вклад, предельная доходность и сбалансированность;
  • Принципы, связанные неразрывно с рынком - спроса и предложения, конкуренции, изменений

Процесс оценки бизнеса имеет две базовые составляющие:

  1. Аналитическая составляющая включает анализ ситуации на рынке, документов, источников информации, подходов к оценке;
  2. Расчетная составляющая включает работу с математическими формулами, аналитическую обработку результатов.

Таким образом, оценка бизнеса – востребованный процесс, требующий от эксперта по стоимости высокой квалификации.