Выбор предприятия – аналога при оценке бизнеса.
Оценка бизнеса – крайне востребованная услуга в условиях развития рыночных отношений в экономике РФ. Наиболее распространенным методом оценки бизнеса является метод сделок (продаж), предполагающий подбор максимально подходящего аналога из числа предприятий, проданных ранее на рынке.
Использование в рыночном подходе метода компаний - аналогов актуально по следующим обстоятельствам:
- В РФ наблюдается значительные изменения курса акций ведущих компаний;
- Малый срок обращения акций на бирже;
- Зависимость оценки акций от множества факторов влияния на стоимость, связанных с недостаточным развитием рынка ценных бумаг в РФ;
- Вероятность манипулирования ценой акций держателями крупных пакетов ценных бумаг;
- Недостаточная защита прав некрупных акционеров на законодательном уровне.
Подбор аналога выполняется по двум группам показателей (факторов).
К первой группе показателей относятся показатели общего плана на этапе выполнения анализа. Вторая группа факторов компаний, относящихся к одной отрасли, относится к финансово-экономическим показателям.
Соблюдение показателей второй группы необходимо после подбора предприятий - аналогов, соответствующих показателям первой группы.
К первой группе показателей относятся:
- Сходство продукта, производимого в одной отрасли;
- Сходство качества и объема продукции;
- Сходство рассматриваемых временных периодов;
- Идентичность стадий развития компаний (рост, упадок);
- Равенство мощностей производства;
- Сопоставимость стратегий развития компаний;
- Идентичность показателей деятельности компаний (экономических, финансовых);
- Сходство расположения компаний, климатических условий.
К многообразию факторов второй группы относятся следующие факторы стоимости бизнеса:
- Валовая, чистая прибыли;
- Чистая прибыль, приходящаяся на акцию;
- Объем услуг;
- Объем текущих затрат;
- Величина дивидендов на акцию;
- Объем инвестиций;
- Доля бизнеса на рынке.
Выше перечислены только основные показатели второй группы, конкретные показатели в каждой группе устанавливается специалистом оценочной компании самостоятельно в процессе оценки бизнеса.
Следует отметить наличие существенных различий компаний, проданных на рынке, по ключевым факторам стоимости бизнеса. Подобрать абсолютно идентичные компании практически невозможно, поэтому оценщик подбирает аналог с максимальным соответствием ключевых параметров оцениваемому предприятию.
Для подбора аналога эксперты часто используют метод анализа иерархий (МАИ), имеющий следующие преимущества:
- Суть метода – комплекс экспертных и аналитических методов;
- Обеспечение эффективной оценки важных факторов, не измеримых количественно;
- МАИ предполагает работу с несогласованными суждениями, не предполагает соответствия
- предпочтений потребителей аксиомам полезности;
- Метод сводит исследования проблем к попарным сравнениям;
- Метод не определяет коэффициент весомости показателей, используемых для оценки качества решения задачи;
- Простота метода в реализации;
- МАИ не требует значительных временных и финансовых ресурсов на выполнение расчетов, позволяет выполнять расчеты с множеством критериев.
Таким образом, оценка бизнеса с использованием максимально приближенных к объекту оценки аналогов позволяет получить достоверный результат стоимости.