Выбор предприятия – аналога при оценке бизнеса.

Оценка бизнеса – крайне востребованная услуга в условиях развития рыночных отношений в экономике РФ. Наиболее распространенным методом оценки бизнеса является метод сделок (продаж), предполагающий подбор максимально подходящего аналога из числа предприятий, проданных ранее на рынке.

Использование в рыночном подходе метода компаний - аналогов актуально по следующим обстоятельствам:

  • В РФ наблюдается значительные изменения курса акций ведущих компаний;
  • Малый срок обращения акций на бирже;
  • Зависимость оценки акций от множества факторов влияния на стоимость, связанных с недостаточным развитием рынка ценных бумаг в РФ;
  • Вероятность манипулирования ценой акций держателями крупных пакетов ценных бумаг;
  • Недостаточная защита прав некрупных акционеров на законодательном уровне.

Подбор аналога выполняется по двум группам показателей (факторов).

К первой группе показателей относятся показатели общего плана на этапе выполнения анализа. Вторая группа факторов компаний, относящихся к одной отрасли, относится к финансово-экономическим показателям.

Соблюдение показателей второй группы необходимо после подбора предприятий - аналогов, соответствующих показателям первой группы.

К первой группе показателей относятся:

  1. Сходство продукта, производимого в одной отрасли;
  2. Сходство качества и объема продукции;
  3. Сходство рассматриваемых временных периодов;
  4. Идентичность стадий развития компаний (рост, упадок);
  5. Равенство мощностей производства;
  6. Сопоставимость стратегий развития компаний;
  7. Идентичность показателей деятельности компаний (экономических, финансовых);
  8. Сходство расположения компаний, климатических условий.

К многообразию факторов второй группы относятся следующие факторы стоимости бизнеса:

  1. Валовая, чистая прибыли;
  2. Чистая прибыль, приходящаяся на акцию;
  3. Объем услуг;
  4. Объем текущих затрат;
  5. Величина дивидендов на акцию;
  6. Объем инвестиций;
  7. Доля бизнеса на рынке.

Выше перечислены только основные показатели второй группы, конкретные показатели в каждой группе устанавливается специалистом оценочной компании самостоятельно в процессе оценки бизнеса.

Следует отметить наличие существенных различий компаний, проданных на рынке, по ключевым факторам стоимости бизнеса. Подобрать абсолютно идентичные компании практически невозможно, поэтому оценщик подбирает аналог с максимальным соответствием ключевых параметров оцениваемому предприятию.

Для подбора аналога эксперты часто используют метод анализа иерархий (МАИ), имеющий следующие преимущества:

  •  Суть метода – комплекс экспертных и аналитических методов;
  • Обеспечение эффективной оценки важных факторов, не измеримых количественно;
  • МАИ предполагает работу с несогласованными суждениями, не предполагает соответствия
  • предпочтений потребителей аксиомам полезности;
  • Метод сводит исследования проблем к попарным сравнениям;
  • Метод не определяет коэффициент весомости показателей, используемых для оценки качества решения задачи;
  • Простота метода в реализации;
  • МАИ не требует значительных временных и финансовых ресурсов на выполнение расчетов, позволяет выполнять расчеты с множеством критериев.

Таким образом, оценка бизнеса с использованием максимально приближенных к объекту оценки аналогов позволяет получить достоверный результат стоимости.