Выбор метода при проведении оценки бизнеса.

Каждому владельцу бизнеса выгодно на регулярной основе выполнять оценку бизнеса для своевременного принятия управленческих решений, стратегических планов развития бизнеса.

При выборе методики определения стоимости необходимо выполнить следующие условия:

  • Определиться со стандартом стоимости в точном соответствии целям оценки. Например, для инвестора важен темп роста доходов компании, поэтому он выберет доходный подход;
  • Определиться с величиной доли собственности. При оценке акций, доли применяются различные методы;
  • Определить количество необходимой информации для применения рыночного подхода к оценке стоимости недвижимости, бизнеса, иных объектов;
  • Определить наличие или возможность получения информации о потоках денежных средств для использования доходного подхода в соответствии с целями оценки бизнеса.

Методику определения стоимости бизнеса выбирают в зависимости от точности прогнозирования доходов компании (текущих и будущих), а также в зависимости от наличия значительного объема ликвидных материальных или финансовых активов, а также от наличия постоянной клиентуры. При отсутствии точного прогноза по темпу роста доходов компании рекомендуется применять методы, в основе которых находится анализ активов, а именно методы ликвидационной стоимости и чистых активов.

Когда доходы являются достоверно определяемой величиной, а активы компании включают готовую продукцию, то целесообразно применять методы определения стоимости на основе анализа доходов: дисконтирование денежных потоков, избыточные прибыли и капитализация доходов. Приемлемым в этом случае является сравнительный подход с использованием оценочных мультипликаторов (цена/прибыль, цена/дивидендные выплаты, цена/денежный поток и т.д.).

В случае наличия информации по компаниям – аналогам используют методы, в основе которых находятся цены фондового рынка (методики сделок, рынка капитала, отраслевых коэффициентов).

При невозможности использования сравнительного подхода стоимость бизнеса компании определяется методами прямого анализа доходов:

  • Капитализация доходов (при умеренном темпе роста доходов);
  • Дисконтирование денежных потоков (при предположении, что денежные потоки в будущем будут оцениваться обоснованно).

Универсальным не является ни один из методов определения стоимости бизнеса компаний. Каждый подход имеет преимущества и ограничения. Ключевыми критериями выбора подхода являются вид стоимости, задача и цель оценки. Применение нескольких подходов для определения стоимости одного объекта повышают объективность расчетов.

Итоговая величина стоимости – основа для разработки стратегических планов развития компании, для выявления эффективности менеджмента и деятельности компании в целом. Совершенствование методов оценки идет непрерывно. Процесс оценки требует применение документов управленческого учета, приемлемого для этих целей. Целесообразным представляется разработка методики расчета темпов роста денежных средств, прогнозирование перспектив в период до пяти лет, для чего необходима переоценка основных фондов и нематериальных активов по рыночным ценам.

Таким образом, применение результатов периодической оценки бизнеса, выполненной в наглядной и доступной форме,– необходимое действие для обеспечения успешного бизнеса.