Стоимость услуг по оценке, и каким образом она рассчитывается.

В России среди профессионалов и заказчиков актуален вопрос о стоимости услуг, оказываемых специалистами оценочных компаний. Низкие цены за услуги будут способствовать оттоку из деятельности действительно профессиональных специалистов. Работу будут выполнять дилетанты и специалисты, готовые получать за свои услуги ту величину стоимости, которую назначит заказчик. Назрел вопрос о разработке тарифов за услуги. Вопрос обсуждается в СРО, консалтинговых организациях, Национальном Совете. Не смотря на существование Методических рекомендаций по трудозатратам от 2009г., а также материалов по моделям определения стоимости нормо-часа оценщика, вопрос остается крайне важным.

Затраты на проведение оценочных работ.

Для понимания вопроса рассмотрим составляющие элементы затрат в процессе оценки имущества:

  1. Прием заявки на услугу, определение целей и задач;
  2. Разработка, согласование договора;
  3. Анализ сегмента рынка (отраслевой, региональный);
  4. Сбор и анализ информации;
  5. Выбор и обоснование подхода, методики;
  6. Выполнение расчетов, согласование итоговой величины стоимости;
  7. Оформление отчета.

Дополнительно оценочная компания постоянно несет следующие затраты, которые также входят в себестоимость оценки:

  1. Системный мониторинг рынков, включающий отслеживание процессов и трендов развития рынка. Мониторинг необходим для создания базы по стоимости объектов, для формирования верных корректировок при расчетах. Многие компании содержат в штате специалистов для этой работы. Как правило, такую работу выполняют специалисты высочайшей квалификации. Результаты работы экспертов рынка востребованы специалистами, непосредственно выполняющими оценку недвижимости, иных объектов.
  2. Организация двухуровневого контроля, когда работу проверяет высококвалифицированный эксперт;
  3. Организация решения сложнейших задач по оценке силами нескольких высококвалифицированных специалистов;
  4. Затраты на обучение персонала;
  5. Затраты на внедрение системы качества в компании, сертификацию на соответствие системе качества.

Рассмотрим возможность снижения затрат. Собственно задача оптимизации затрат важнейшая цель менеджмента компании. Серьезным ограничителем снижения затрат является вопрос качества услуг. Уменьшение затрат возможно за счет организации четкого взаимодействия между сотрудниками фирмы, а также за счет применения методик, разработок, появляющихся в фирме с ростом количества выполненных отчетов. Такие меры повышают качество отчетов, развивают корпоративную культуру фирмы, делают быстро адаптируемой работу молодых специалистов. Такие мероприятия несколько снижают себестоимость работ, обеспечивают развитие бизнеса.

Следует отметить, что снижение цен за услуги не должно сказываться на качестве процесса. Низкие цены исключают качественный осмотр и описание объектов, анализ особенностей. В результате, появляется массовая оценка, применяемая только для целей налогообложения, но не для серьезных управленческих решений. В настоящее время в оценочном сообществе сложились две группы:

  1. Профессионалы, работающие над достоверностью и точностью работы по определению стоимости объектов. Такой подход требует ресурсов (человеческих и финансовых).
  2. Оценщики, услуги которых оплачиваются по бросовым ценам. Заказчикам такого уровня услуг важна только цена услуги. Количество специалистов такого уровня растет, среди них ведется конкурентная борьба.

Рассмотрим выгодность демпинга с точки зрения участников процесса:

  • Снижение цен за услуги - это только кажущаяся выгода заказчика. На самом деле, неверно определенная стоимость объекта принесет убытки владельцу при продаже объекта.
  • Демпинг заставляет оценщика максимально снижать сроки и качество работы, способствует грубым ошибкам, за которые ему придется отвечать.

Таким образом, результат демпинга – это потеря профессионалов, увеличение количества дилетантов в оценочном сообществе, что в конечном итоге способствует росту проблем в имущественных отношениях.