Подходы и методики оценки бизнеса при сделках по продаже и покупке бизнеса

При сделках по покупке и продаже бизнеса основная проблема - установление стоимости компании. Баланс интересов покупателя и продавца может быть выдержан только посредством профессиональной оценки бизнеса. В РФ до недавнего времени отсутствовали методические материалы собственной разработки, применение западных методик в РФ возможно только с определенной адаптацией под специфику деятельности компаний в РФ.

При наличии динамично действующего рынка критерием для установления ориентировочной стоимости бизнеса служит котировка акций на бирже, умноженная на объем эмитированных акций. Итоговая стоимость определяется величиной контрольного пакета, а также переговорами сторон. В РФ на фондовом рынке можно наблюдать котировку акций только крупнейших фирм.

Оценка бизнеса в РФ основана на следующих подходах: доходный, на базе активов (затратный) и сравнительный.

Доходный подход

Доходный подход предполагает, что стоимость бизнеса зависит от величины будущих доходов.

Выделяют следующие методы доходного подхода:

1. Методика капитализации применяется при равномерных доходах в прогнозном периоде. Доходом может быть принята чистая, валовая прибыли, а также прибыль до уплаты налогов за временной период. Стоимость бизнеса рассчитывается как частное от деления будущего дохода на ставку капитализации. Ставка для заемных капиталов устанавливается на базе информации по сделкам с аналогичными объектами. Ставка для собственных капиталов определяется по объектам – аналогам как отношение прибыли к величине средств.

2. ДДП (дисконтирование денежных потоков) применяется при наличии неравномерных доходах. Действия специалиста оценочной компании по установлению стоимости:

  • Определение периода расчета (на основе интереса инвестора);
  • Расчет денежных потоков за каждый год;
  • Приведение будущих денежных потоков к текущей стоимости с учетом темпов развития компании, периодичности доходов, уровня инфляции. Ставка дисконтирования отражает отдачу на капитал, при которой инвестор примет решение участвовать в проекте. Метод часто применяется при оценке имущества предприятия.

Применение подхода (ДДП) дает возможность покупателю рассчитать несколько вариантов бизнеса. При оценке риска бизнеса большую роль играет субъективный фактор.

Подход имеет больший вес относительно других подходов при соблюдении условий:

  1. Устанавливается стоимость среднего и малого бизнеса;
  2. Достаточность информации для прогнозирования доходов;
  3. Устойчивость доходов;
  4. Активы нематериальные составляют значительную долю в прибыли.

Сравнительный подход

Сравнительный подход определяет стоимость бизнеса на основании данных по продажам компаний - аналогов в условиях стабильного рынка. При расчете стоимости используются следующие базовые показатели:

  • Прибыль (с налогами, процентами), балансовая стоимость;
  • Коэффициенты (мультипликаторы);
  • Технико-экономическая, финансовая информация.

Компании – аналоги должны удовлетворять требованиям:

  1. Единая отраслевая принадлежность;
  2. Близость характеристик объекта оценки и аналога;
  3. Достаточность информации.

Сравнительный подход используется при оценке транспортных средств, недвижимости и оборудования.

Затратный подход

Подход на основе активов (затратный) определяет стоимость бизнеса как затраты на воспроизводство (замещение) актива с учетом износа. Подход эффективен при сравнении покупателем затрат на покупку бизнеса с затратами по созданию предприятия - аналога. Недостаток подхода – сложность оценки нематериальных активов (ноу-хау, клиентская база, товарная марка).

Затратный подход используется при соблюдении условий:

  1. Компания имеет множество ликвидных активов;
  2. Оцениваемая компания является вновь образованной, либо компанией – банкротом.

Таким образом, подходы к оценке бизнеса многоплановы, оптимальным вариантом оценки является комбинация подходов, определяемая спецификой бизнеса.