Оценка предприятий. Методы, применяемые для оценки предприятий

В РФ с развитием рыночной экономики, рынка недвижимости, процесса приватизации стала очень актуальной услуга оценочных компаний по определению стоимости предприятий.

Методики оценочной деятельности предусматривают оценку компаний по балансовой (остаточной) стоимости активов с учетом последней переоценки основных фондов. Методика не отражает потребительную стоимость в силу следующих недостатков:

  • Выполняется оценка имущества компании, не выполняется оценка бизнеса в целом;
  • Отсутствует учет инфляции, подход не дает возможности оценки стоимости с позиции затрат на воспроизведение аналога;
  • Подход не предполагает учет дохода компании, развитие бизнеса, условия рынка.

Методы, применяемые для оценки предприятий

В силу указанных недостатков оценщики в РФ применяют методы оценки недвижимости, иного имущества, используемые на западном рынке:

1. Методы на основе оценки активов:

  • Метод чистых активов определяет рыночную стоимость предприятия по стоимости материальных, нематериальных, финансовых активов.
  • Метод ликвидационной стоимости определяет денежные средства после продажи компании и выплаты обязательств. Метод используется для компаний - банкротов и ликвидируемых предприятий.

Стоимость материальных активов определяется путем применения сравнительного, доходного, затратного подходов. Оценка акций, иных финансовых активов выполняется поэлементно по рыночной стоимости. Нематериальные активы оцениваются экспертным образом.

2. Методы оценки по доходу:

  • Метод капитализации определяет уровень доходов в год, а также ставки капитализации, по которым рассчитывается стоимость компании. Метод применяется при стабильных денежных потоках и стабильном развитии компании.
  • Метод дисконтирования доходов в будущем состоит в дисконтировании прибыли в будущем. Ставка дисконтирования устанавливается по результатам анализа рынка.

3. Методы аналогов. 

  • Метод рынка капитала базируется на ценах акций аналогов при действиях инвестора по принципу замещения;
  • Метод сделок базируется на анализе цен сделок с акциями предприятий - аналогов.
  • Метод отраслевых коэффициентов основан на анализе сделок с бизнесом на основании оценки бизнеса, а также на установлении коэффициентов зависимости стоимостных параметров компании от факторов влияния на стоимость.

Критерии отбора предприятий – аналогов:

  1. Принадлежность компании и аналога к единой отрасли;
  2. Типичность производимой продукции, услуг;
  3. Степень диверсификации производимых товаров, услуг;
  4. Единая стадия цикла жизни компании и аналога;
  5. Размеры компании и аналога;
  6. Сходство в стратегиях, финансовой деятельности.

Достоверность оценки обеспечивается при комплексном подходе к оценке и осложнена следующими факторами:

  • Динамика инфляции не дает возможности применения статистической информации и затрудняет разработку прогноза на будущее;
  • Недостаток информации о сделках с предприятиями;
  • Экономические изменения;
  • Недостаток квалифицированных оценщиков.

Таким образом, оценка предприятий – сложный профессиональный процесс определения стоимости бизнеса, требующий высокой квалификации и опыта оценщика.