Оценка предприятий. Методики, применяемые на зарубежном рынке.

В условиях рыночной экономики и развитием процесса приватизации предприятия в РФ выступают в качестве объекта приватизации.

Существующие методики оценки имущества в РФ как объектов приватизации предусматривают оценку предприятия по балансовой стоимости с учетом результатов последних переоценок основных фондов. Эти методики не отражают реальную стоимость в силу следующих недостатков:

  • Выполняется оценка имущества компании при отсутствии оценки бизнеса в целом;
  • Определение стоимости выполняется без учета инфляции, методика не позволяет определить стоимость с точки зрения затрат на аналог;
  • Отсутствует учет дохода компании, развитие бизнеса.

Методы оценки предприятий, применяемые на зарубежном рынке

В связи с указанными недостатками оценку предприятий выполняют с помощью методик, применяемых на зарубежном рынке:

1. Метод чистых активов предполагает расчет рыночной стоимости активов предприятия (материальных, нематериальных, финансовых);

Оценка материальных активов выполняется с использованием трех традиционных подходов: сравнительного, доходного, затратного. Финансовые активы включают дебиторскую задолженность, ценные бумаги, расходы в будущем. Оценка финансовых активов выполняется поэлементно. Просроченная дебиторская задолженность списывается, остальная дебиторская задолженность дисконтируется. Оценка акций, иных ценных бумаг определяется по рыночной стоимости, расходы в будущем рассчитываются по номинальной стоимости. Стоимость нематериальных активов определяется экспертным образом.

Для компаний – банкротов применяют метод ликвидационной стоимости. Метод заключается в расчете средств, образовавшихся после реализации активов с учетом обязательств.

2. Методы оценки по доходу. 

  • Метод капитализации состоит в расчете значения доходов за год, а также ставки капитализации для определения стоимость предприятия. Метод применяется при условии равномерного роста текущих и будущих денежных потоков, а также стабильного развития компании. Низкая ставка капитализации устанавливается для компаний со стабильным ростом дохода.
  • Метод дисконтирования доходов в будущем состоит в дисконтировании чистой прибыли в будущем на протяжении пяти следующих лет. Ставка дисконтирования зависит от результатов анализа рынка.

3. Методы аналогичных компаний. 

В качестве критериев отбора аналогичных компаний применяют критерии:

  • Вид услуг, продукции;
  • Отраслевая принадлежность;
  • Диверсификация услуг, продукции;
  • Этап жизненного цикла;
  • Величина предприятия, его стратегия;
  • Параметры финансовой деятельности.

К разновидностям методов аналогичных компаний относятся:

3.1 Метод рынка капитала базируется на ценах акций предприятий - аналогов на рынке в предположении действий инвестора по принципу замещения.
3.2 Метод сделок основан на знании результатов оценки акций и цен сделок по пакетам акций аналогичных компаний;
3.3 Методика отраслевых коэффициентов предполагает знание результатов оценки бизнеса, цен продаж бизнеса, а также расчет коэффициентов зависимости стоимости компаний от факторов влияния на стоимость. 

Максимально достоверная оценка компании возможна при использовании комплексных методик. Следует отметить, что применение комплексного подхода к оценке осложняется обстоятельствами:

  • Инфляционные процессы не дают возможность применения статистической информации, а также осложняют прогнозирование;
  • Недостаточность информации о ценовых результатах сделок;
  • Конъюнктура рынка;
  • Недостаток квалифицированных специалистов оценочных компаний.

Таким образом, для выполнения профессиональной оценки предприятий требуется использование комплексных методик высококвалифицированными оценщиками.