Оценка объектов на основании сведений о компаниях-аналогах

Оценка имущества применяется для определения стоимости имущества для продажи, а также для установления стоимости аналогичного имущества. Иными словами стоимость объекта может быть установлена на базе сделок с идентичными активами. Стоимость имущества без труда устанавливается по стоимости имущества в условиях рынка. Например, автомобили одной марки с равным оборудованием и одного года выпуска будут иметь на рынке примерно одинаковую цену. Стоимость машины определяется на основе определения аналога, а также на основе анализа цен продаж.

Но использование аналогов для оценки доли в бизнесе не так однозначно, как применение аналогового подхода для оценки машин или иного имущества. В вопросах оценки бизнеса трудность составляет подбор компаний - аналогов. Но, тем не менее, оценка бизнеса на основании сведений о компаниях-аналогах обеспечивает надежные и достоверные результаты стоимости бизнеса. В реальной деятельности эти методы обеспечивают достоверную идентификацию на рынке стоимости капитала акционеров компании и являются надежными способами оценки (при наличии аналогов). Условием применения методов является возможность подбора компании с доступными характеристиками. Применение подхода сопровождается наличием финансовой информации по аналогам, расчетом мультипликаторов и коэффициентов для аналогов (например, расчет мультипликатора - отношение цены компании к прибыли). После расчета коэффициентов для аналогов эксперт оценочной компании применяет их для оцениваемой организации.

Подход на основе аналогичных предприятий идентичен подходу на основе капитализированного дохода. Оба подхода предполагают оценку акций компаний на чистом доходе. Для установления стоимости пакета акций (миноритарного) акционерной компании эксперты обращаются к любому источнику информации по рынку.

Подход с использованием аналогичных компаний применяется для целей оценки доли акционерного капитала для многих отраслей. Но для использования компаний в качестве аналогов компаниям должны быть свойственны ряд характеристик:

  • Наличие компаний – двойников (сопоставимых) с возможностью получения информации по курсу акций предприятия, по операционным и финансовым характеристикам. Подход приемлем также для оценки малых корпораций, индивидуальных предприятий, партнерств, необлагаемых налогом;
  • Относительно значительная величина оцениваемой компании (достаточная для того, чтобы быть проданной).

Зачастую подход с использованием аналогов применяется как проверка результатов использования других подходов.

Таким образом, существуют следующие проблемы в применении подхода на базе анализа аналогичных компаний:

  • Подход может быть дорог в части средств и времени;
  • Подход является надежным только в случае наличия информации по аналогам;
  • Применение подхода в закрытых компаниях осложнено проблемами: невозможность подбора аналогов, отсутствие информации для расчета стоимостных мультипликаторов;
  • Проблемы при расчетах мультипликаторов.

Для использования аналогового подхода эксперту требуется доступ к большому массиву информации по фирмам – аналогам, что требует денежных ресурсов. Подход предполагает использование стоимостных мультипликаторов, информация по которым получена от фирм - аналогов. Мультипликаторы рассчитываются как частное от деления цены капитала на рынке на доход.

Процесс оценки с применением компаний-аналогов состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка финансового отчета компании;
  2. Проверка финансового отчета компании на соблюдение правил бухгалтерского учета;
  3. Вычисление подоходных налогов;
  4. Подбор фирм – аналогов;
  5. Получение финансовых отчетов фирм – аналогов;
  6. Приведение систем бухгалтерского учета оцениваемой компании и аналогов к единой системе;
  7. Определение типа мультипликаторов;
  8. Определение периода времени для рассмотрения итогов деятельности компании;
  9. Расчет мультипликаторов;
  10. Выбор оценочного мультипликатора;
  11. Корректировка оценочного мультипликатора.
  12. Расчет стоимости компании как произведение откорректированного мультипликатора на показатель деятельности компании.

Таким образом, подход с использованием аналогов обеспечивает достоверный результат стоимости компании при наличии информации о фирмах – аналогах.