Оценка доли рынка. Стратегии и методы.

В настоящее время в РФ в связи с динамичным развитием рыночной экономики наблюдается динамичное развитие рынков многих товаров и услуг. Многие бизнесмены сталкиваются с проблемой стратегии входа на рынок, с проблемами оценки бизнеса и оценки доли бизнеса.

Наибольший интерес представляют стратегии для оптимизации бизнес-планов «фирм - последователей» (компаний, входящих на действующий рынок). Зачастую у таких предприятий нет достаточных денежных средств, как у компаний, стоящих во главе рынка. Преимуществом «фирм-последователей» является возможность продолжения функционирования без больших финансовых вливаний.

Для входа на рынок компании могут использовать следующие варианты развития:

  1. Создание революционных услуг, использование оригинальных подходов для развития производства;
  2. Безупречный имидж, репутация; 
  3. Консервативный подход заслуживает внимания в силу существующих законов. Применение подхода позволит удержаться на должном уровне конкуренции.

Вышеперечисленные стратегии - малая часть стратегий, используемых сегодня.

Следует отметить, что главным параметром доходности предприятия является оценка доли рынка. Информация о доле на рынке позволяет проанализировать показатели деятельности компании (качественные, количественные).

Количественные показатели включают объем продаж, себестоимость продукции, затраты компании на выпуск и реализацию продукции. Базовыми качественными показателями являются структура продукции, объем выручки на одного клиента, величина производственных затрат в расчете на одного клиента. Все эти сведения позволяют экспертам оценочных компаний проанализировать позиции компании в сегменте рынка, а также наличие стимулов для развития.

Сведения о доле рынка – это в любом варианте стимул для развития бизнеса компании, важный на всем жизненном цикле предприятия. Например, для оценки кредитных рисков предприятия важно определить положение компании, а также ее перспективы на рынке. Некоторые руководители пренебрегают оценкой доли на рынке и не имеют сведений о доле, приходящейся на конкурентов. При наличии сведений о доле конкурентов возможен анализ состава конкурентов, методов завоевания рынка конкурентами.

Методов оценки доли существует множество, но необходимо выбирать оптимальный метод, подходящий для конкретной компании. Возможно выполнение запроса данных у партнеров, продающих ваш товар, об объемах продаж продукции конкурентов, об общей доле выручки за период времени, о доле выручки, приходящейся на Вашу компанию. Другой метод – опрос потребителей вашего товара и товаров конкурентов.

Очень важно оценку доли рынка проводить систематически, анализ рынка должен быть актуален постоянно.

При установлении доли на рынке эксперты учитывают влияние факторов: специфику законодательства антимонопольной сферы, отслеживание поведения конкурентов, изменения в отрасли (появление товаров, технологий) и т.д. Эти факторы влияют на объективность расчетов и достоверность полученной величины доли рынка. Но негативного влияния факторов можно избежать при условии анализа профессионалами. Кроме того, профессиональное исследование позволяет уменьшить погрешности за счет анализа внутренних показателей работы компании.

Таким образом, профессиональная оценка доли рынка способствует успешному развитию бизнеса.