Оценка бизнеса сравнительным и затратным подходами

Сравнительный подход  

Основан на информации рынка, а также на  учете действий участников рынка с акциями компаний в текущий момент времени.  Сравнительный подход  при оценке бизнеса основан на предположении, что максимально вероятной ценой бизнеса компании является реальная цена сделки по продаже компании – аналога.

Преимущество состоит в зависимости стоимости  бизнеса от рынка, в процессе оценки выполняется корректировка рыночной  стоимости аналога. Условием использования сравнительного подхода специалистами оценочных компаний при оценке акций компании является наличие рынка, действующего активно.

Недостаток  подхода заключается в отсутствии учета развития компании в будущем, поскольку подход полностью базируется на ретроспективной информации.

Выделяют методы сравнительного подхода:

  1. Метод отраслевых коэффициентов (соотношений) базируется на применении рекомендуемых соотношений цены бизнеса и финансовых критериев. Коэффициенты по отрасли – расчетные величины на основе статистики.   
  2. Метод рынка капитала (компании-аналога) базируется на применении цен открытого рынка. При оценке акций основой для сравнения является цена за одну акцию компаний-аналогов. Метод трудоемок и сложен в применении, а  результаты находятся в прямой зависимости от количества аналогов.
  3. Метод продаж (сделок) базируется на использовании цены покупки компании–аналога или контрольного пакета акций предприятия.  Метод использует в качестве базовой единицы цену полного (контрольного) пакета акций.

Затратный подход 

Предполагает рассмотрение компании как имущественного комплекса, применяемого для предпринимательской деятельности.

Суть подхода состоит в том, что выполняется оценка имущества поэлементно, далее -  результаты суммируются,  далее -  из суммы вычитаются обязательства компании.  Итоговая величина составляет стоимость  собственного капитала компании на дату оценки.

Преимуществом подхода является его базирование на достоверной информации об имущественном  комплексе компании. Недостатком метода является отсутствие учета  будущих возможностей компании в бизнесе.  

Выделяют следующие методы затратного подхода:

  1. Метод замещения позволяет определить стоимость компании по затратам на замещение активов. Метод определяет расходы  на строительство компании аналогичной полезности, но созданной по передовым технологиям.  При использовании метода применяют корректировки на все виды износа.
  2. Метод ликвидационной стоимости используется в случае ликвидации или банкротства компаний.  Оценка выполняется по ликвидационной стоимости (упорядоченной или  принудительной).
  3. Методика накопления активов применяется для расчета рыночной стоимости организации. В основе метода находится расчет стоимости на рынке каждого актива, пассива, суммирование стоимостей, вычитание из суммы обязательств компании.
  4. Метод скорректированной балансовой стоимости (чистых активов) является наиболее простым способом  оценки недвижимости, иных активов организации. Для определения чистой балансовой стоимости из валюты баланса вычитают обязательства фирмы.

Таким образом, методики оценки  бизнеса позволяют компаниям разрабатывать стратегические планы развития бизнеса, оценивать  эффективности управления.