Оценка бизнеса - основа управленческих решений.

Крупные компании в РФ все чаще используют стратегию управления бизнесом на основании стоимостного подхода. Возможность управления на основании стоимостного подхода основана на эффективных подходах к оценке бизнеса. В связи с отсутствием в стране развитого рынка акций, рыночной оценки предприятий, методики оценки экономистов зарубежных стран не находят в РФ должного применения.

Компании в РФ не имеют адаптированных методик оценки бизнеса. В арсенале отечественных компаний имеются три подхода к оценке: сравнительный подход, дисконтирование потоков денежных средств, расчет стоимости активов. Некоторые консалтинговые и оценочные компании разрабатывают наглядные методы, к которым относятся метод суммирования будущей прибыли за период прогнозирования, метод определения стоимости (добавленной) по экономической прибыли (метод EVA). Недостаточно решенной в этих методиках остается проблема стремления к получению одной величины стоимости бизнеса, характеризующей многие показатели работы компании: эффективность управления, ценность компании на рынке, привлекательность для инвесторов. Иными словами, эти методики соединяют в одном показателе несколько задач.

Стоимость бизнеса – это показатель с несколькими значениями, определяемыми целями сторон сделки. При оценке недвижимости, бизнеса компании в целом, можно получить несколько стоимостей компании для различных целей. Методы, основанные на одной взвешенной оценке, используют только для продажи бизнеса. Но существует потребность в оценке бизнеса у менеджеров для разработки стратегии управления.

Рассмотрим недостатки указанных выше методик:

  • Недоступность информации, значительная трудоемкость расчетов делают результаты оценки сложными и ненаглядными;
  • Значительное количество корректировок;
  • Проблемы долгосрочного планирования не позволяют применять доходные способы оценки;
  • Занижение стоимости чистых активов бухгалтерской оценкой. Необходима рыночная оценка имущества, нематериальных активов.
  • Отсутствие достоверных параметров для сравнения с аналогичными объектами.

Выделяют следующие задачи к оценке бизнеса по концепции управления стоимостью (VBM):

  • Разработка стратегических планов развития компании;
  • Определение степени эффективности управления;
  • Определение эффективности деятельности предприятия;
  • Оценка акций.

Требования к оценке бизнеса: наглядность, периодичность, обоснованность, простота, информативность.

При оценке в целях управления наиболее достоверными видами стоимости являются стоимость чистых активов на рынке, капитализация бизнеса, а также стоимость бизнеса, приносящего доход от непрерывно функционирующего предприятия (DCF).

Сопоставление показателей стоимости методикам, указанным выше, дает возможность принятия стратегических решений (направление инвестирования, подбор варианта распоряжения имуществом, изменение продуктового ряда, оценка доли бизнеса на рынке, мотивация персонала и т.д.).

Выделяют следующую применяемость методов оценки бизнеса:

  1. Метод рыночной стоимости чистых активов применяется при продаже имущества, реорганизации и выделении предприятий;
  2. Метод DCF используется для оценки эффективности деятельности, мотивации, подбора направлений инвестирования;
  3. Метод капитализации прибыли применяется для оценки при продаже бизнеса, выпуске ценных бумаг, при сравнении с аналогами.

Таким образом, комплексное применение методов оценки стоимости дает возможность оцифровать итоги деятельности за прошлые периоды, создать основу для управленческих решений по увеличению стоимости предприятия для акционеров.