Методика оценки при продаже или покупке бизнеса.

При сделках по купле – продаже бизнеса одна из наиболее важных задач заключается в установлении стоимости компании – предмета сделки. Как правило, мнения продавца и покупателя по величине стоимости бизнеса не совпадают. Поэтому важной и необходимой процедурой является оценка бизнеса компании.

В экономике западных стран при наличии развитого фондового рынка индикатором для расчета стоимости бизнеса служит котировка акций на бирже, умноженная на количество акций эмитентов. Окончательная стоимость бизнеса определяется величиной контрольного пакета и результатом переговоров сторон. На фондовом рынке РФ котируются ценные бумаги крупнейших компаний. Оценка бизнеса в РФ выполняется с применением доходного, сравнительного и затратного подходов.

Доходный подход

Оценка основана на предположении, что покупатель заплатит за компанию не большую сумму, чем стоимость в текущий момент доходов в будущем за определенный период. Соответственно стоимость компании определяется значением доходов в будущем.

Доходный подход включает методы:

  • Метод капитализации используется при стабильных доходах. При расчете стоимости доход в будущем пересчитывается в текущую стоимость.
  • Метод дисконтирования денежных потоков используется при нестабильных доходах.

Выделяют этапы расчета стоимости:

  • Установление периода, в котором компания привлекательна для инвестора; 
  • Рассчитываются потоки денежных средств в будущем;
  • Приведение потоков средств (будущих) к стоимости в текущее время с учетом темпов роста бизнеса, периодичности доходов, уровня инфляции. Ставка дисконтирования отражает отдачу на капитал (минимально допустимую).

Применение методики позволяет покупателю проанализировать варианты деятельности бизнеса. Следует отметить большую роль субъективного фактора при оценке имущества компании, бизнеса в целом.
Оценщик использует финансовую отчетность, бухгалтерскую отчетность компании, разрабатывает прогноз получения доходов в будущем. Достоверность оценки определяется глубиной изучения оценщиком положения дел в компании.

Наиболее применим доходный подход при следующих ситуациях:

  1. Определение стоимости среднего и малого бизнеса;
  2. Достаточное количество информации для прогнозирования доходов;
  3. Устойчивость доходов фирмы;
  4. Значительную долю прибыли занимают нематериальные активы, труд.

Сравнительный подход

Предполагает расчет стоимости бизнеса путем сравнения продаж аналогичных компаний при условии сформированного рынка. При расчете используются базовые показатели:

  • Прибыль, балансовая стоимость;
  • Коэффициенты (мультипликаторы), установленные на основе оценки акций аналога;
  • Наличие информации (финансовой, технико-экономической).

Требования к выбору компаний – аналогов:

  1. Единая отраслевая принадлежность;
  2. Близость количественных и качественных характеристик компании;
  3. Достаточность информации.

Сравнительный подход применяется при оценке единичных активов (недвижимость, транспорт и т.п.). 

Затратный подход

Стоимость бизнеса равна затратам на воспроизводство (замещение) объекта за вычетом износа (морального, физического). Подход эффективен при сравнении затраты на покупку бизнеса и затрат на создание подобного бизнеса.

Таким образом, профессиональная оценка бизнеса – залог благополучного развития компании и успеха при осуществлении сделок.