Факторы, влияющие на стоимость бизнеса.
Развитие рыночной экономики в РФ способствует формированию такой категории товара как бизнес. Как товар бизнес имеет стоимость, величина которой определяется множеством факторов, учитываемых при оценке бизнеса:
- Ликвидность бизнеса (доли). Уровень ликвидности определяется спросом на выпускаемую продукцию;
- Степень полезности для владельца: параметры дохода (значение, время получения дохода) с учетом рисков по его получению;
- Наличие нематериальных активов;
- Имидж компании на рынке;
- Существующие на рынке ограничения для данного бизнеса;
- Величина доли – предмета оценки; Уровень контроля собственника;
- Перспективы развития оцениваемого бизнеса;
- Состояние финансов компании (величина собственных средств, степень оборачиваемости капитала);
- Затраты на создание компаний - аналогов;
- Уровень конкуренции в отрасли;
- Структура и состав продукции, услуг;
- Качество продукции, услуг;
- Развитость технологий, уровень затрат;
- Техническое состояние оборудования;
- Ценовая политика;
- Взаимоотношения с поставщиками, потребителями;
- Эффективность управления, кадровый состав компании.
Рассмотрим выше перечисленные факторы стоимости бизнеса подробнее.
Ликвидность бизнеса (доли) определяется спросом на продукцию. Уровень спроса формируют предпочтения потребителей. Предпочтения в свою очередь определяются доходами собственника, степенью контроля, уровнем рисков, средой функционирования бизнеса. Все эти факторы учитываются при оценке доли, бизнеса в целом.
Стоимость бизнеса возрастает с ростом полезности собственнику. Полезность носит индивидуальный характер для каждого потребителя.
Инвестирование и последующий возврат капитала – процессы, разделенные временем, оказывающие значительное влияние на стоимость. Максимальная цена бизнеса устанавливается путем изучения иных доходов, аналогичных по качеству и риску. Собственник получает доход от операционной деятельности и от реализации объекта. Наибольшей стоимостью обладают активы, быстро обращаемые в деньги, при этом риск потери стоимости должен быть минимален.
Бизнес с ограничениями (ограничения по экологии, государственные и т.п.) имеет меньшую стоимость, чем бизнес без ограничений.
Важным обстоятельством является перспективное развитие бизнеса как фактора привлечения инвесторов.
При оценке имущества компании, бизнеса в целом необходимо учитывать уровень конкуренции в отрасли. В случае прибыльной отрасли идет привлечение капитала в отрасль, растет количество предпринимателей. Этот процесс способствует увеличению предложений, уменьшению нормы прибыли. Многие предприятия в РФ имею сверхприбыли как итог своего монополистического положения. Рост конкуренции значительно сокращает их доходы.
При расчете стоимости бизнеса оценщик выполняет анализ оценки внутренних факторов компании (состав и структура производства, качество продукции, состояние оборудования и т.д.).
Таким образом, анализ факторов влияния на стоимость компании - важнейшая задача специалиста оценочной компании, профессиональное решение которой обеспечит расчет обоснованной и достоверной стоимости бизнеса.