Факторы, влияющие на стоимость бизнеса.

Развитие рыночной экономики в РФ способствует формированию такой категории товара как бизнес. Как товар бизнес имеет стоимость, величина которой определяется множеством факторов, учитываемых при оценке бизнеса:

  • Ликвидность бизнеса (доли). Уровень ликвидности определяется спросом на выпускаемую продукцию;
  • Степень полезности для владельца: параметры дохода (значение, время получения дохода) с учетом рисков по его получению;
  • Наличие нематериальных активов;
  • Имидж компании на рынке; 
  • Существующие на рынке ограничения для данного бизнеса;
  • Величина доли – предмета оценки; Уровень контроля собственника;
  • Перспективы развития оцениваемого бизнеса;
  • Состояние финансов компании (величина собственных средств, степень оборачиваемости капитала);
  • Затраты на создание компаний - аналогов;
  • Уровень конкуренции в отрасли;
  • Структура и состав продукции, услуг;
  • Качество продукции, услуг;
  • Развитость технологий, уровень затрат;
  • Техническое состояние оборудования;
  • Ценовая политика;
  • Взаимоотношения с поставщиками, потребителями;
  • Эффективность управления, кадровый состав компании. 

Рассмотрим выше перечисленные факторы стоимости бизнеса подробнее.

Ликвидность бизнеса (доли) определяется спросом на продукцию. Уровень спроса формируют предпочтения потребителей. Предпочтения в свою очередь определяются доходами собственника, степенью контроля, уровнем рисков, средой функционирования бизнеса. Все эти факторы учитываются при оценке доли, бизнеса в целом.

Стоимость бизнеса возрастает с ростом полезности собственнику. Полезность носит индивидуальный характер для каждого потребителя.

Инвестирование и последующий возврат капитала – процессы, разделенные временем, оказывающие значительное влияние на стоимость. Максимальная цена бизнеса устанавливается путем изучения иных доходов, аналогичных по качеству и риску. Собственник получает доход от операционной деятельности и от реализации объекта. Наибольшей стоимостью обладают активы, быстро обращаемые в деньги, при этом риск потери стоимости должен быть минимален.

Бизнес с ограничениями (ограничения по экологии, государственные и т.п.) имеет меньшую стоимость, чем бизнес без ограничений.

Важным обстоятельством является перспективное развитие бизнеса как фактора привлечения инвесторов.

При оценке имущества компании, бизнеса в целом необходимо учитывать уровень конкуренции в отрасли. В случае прибыльной отрасли идет привлечение капитала в отрасль, растет количество предпринимателей. Этот процесс способствует увеличению предложений, уменьшению нормы прибыли. Многие предприятия в РФ имею сверхприбыли как итог своего монополистического положения. Рост конкуренции значительно сокращает их доходы.

При расчете стоимости бизнеса оценщик выполняет анализ оценки внутренних факторов компании (состав и структура производства, качество продукции, состояние оборудования и т.д.).

Таким образом, анализ факторов влияния на стоимость компании - важнейшая задача специалиста оценочной компании, профессиональное решение которой обеспечит расчет обоснованной и достоверной стоимости бизнеса.