Экспертиза транспортных средств после ДТП. Вина участников ДТП.

Каждый участник ДТП должен быть готов к возбуждению уголовного дела, которое может длиться длительный период. Расследование транспортных происшествий - специфическая область юридической деятельности, требующая определенной квалификации. Главный вопрос – вина участника ДТП.

Участнику дорожно-транспортного происшествия важно знать:

  1. Согласно законодательству вина участника доказывается с двух сторон.
    а) Во-первых, должен быть установлен факт того, что отступая от правил, водитель должен был предвидеть последствия нарушения.
    б) Во-вторых, должен быть доказан факт предвидения и предотвращения. Речь идет в данном случае о конкретном человеке с его персональными критериями: реакция, восприятие, зрение, мастерство и др.
    При установлении одной стороны вины, при отсутствии доказательств по второй стороне вины, вина в целом считается юридически недоказанной.
  2. Для установления вины важно воспроизвести картину происшествия. На практике возникает много технических проблем при восстановлении картины аварии. Данные с места происшествия, как правило, ненадежны. Следствие полагается на заключения автоэкспертов, считая их выводы объективными.
  3. Участникам ДТП необходимо знать, что нередко случаются ситуации, когда вину конкретного человека в силу объективных обстоятельств установить трудно. Более того, случаются обстоятельства, когда обе стороны действовали по правилам дорожного движения, но основную роль сыграли случайные обстоятельства.

Ключевой момент в расследовании - автотехническая экспертиза, оценка автомобиля, оценка ущерба, выполняемая специалистами оценочных компаний. Основная задача экспертизы – ответить на вопрос о том, имелась ли у водителя возможность предотвращения происшествия с момента обнаружения опасности. При положительном заключении автоэксперта участнику аварии предъявляется обвинение, материалы направляются в суд. При отрицательном заключении автоэксперта участник аварии имеет возможность отдохнуть при условии, что противоположная сторона не обжалует реабилитацию ранее обвиняемого участника. Слабым местом экспертизы является наличие возможности изменения исходных данных и, как следствие, конечного результата.

Рассмотрим, какие данные экспертизы могут быть изменены:

  • Момент опасности – это вопрос наиболее правовой, нежели технический;
  • Время реакции на опасность. Автоэксперт применяет методические рекомендации, при помощи которых он устанавливает группу сложности ситуации, соответствующее ситуации время реакции. Реальная реакция значительно отличается от теоретической реакции. Спорить с экспертом не имеет смысла, необходимо изложить свои сомнения адвокату.
  • На реальное предотвращение ДТП оказывают влияние другие факторы, не учитываемые автотехнической экспертизой.

Автоэкспертиза не исследует психофизиологические особенности водителя, а также не отвечает на вопрос, имел ли водитель качества для обеспечения безаварийной ситуации. Целесообразным представляется создание компетентных комплексных экспертиз, в состав которых входили бы психологи, медики, иные специалисты.

Таким образом, вопрос установления вины в ДТП – достаточно сложный процесс с множеством факторов влияния на результат, поэтому важно прибегать к услугам профессионального адвоката.