Анализ рынка при оценке недвижимости.

Информация по рынку, данные и сведения.

Все значения, участвующие в расчетах стоимости в процессе оценки недвижимости, должны быть сформированы специалистом оценочной компании при анализе рынка.

Информация по рынку включает два вида данных:

  1. Общие сведения для анализа внешних факторов, влияющих на рынок. К таким сведениям относятся экономические явления регионального и местного уровня, население, развитие города, доходы, покупательская способность, налогообложение, индексы цен, финансирование.
  2. Специальные сведения, применяемые для максимально эффективного использования, а также для расчетов стоимости объекта по различным вариантам подходов к оценке стоимости недвижимости. Специальные сведения необходимы для анализа соотношения спроса и предложения, анализа конкретного сегмента рынка, определение диапазонов для расчетных значений, динамики их изменения, для выбора аналогов.

Важнейшее значение имеют специальные сведения, позволяющие устанавливать основные расчетные величины, а также составлять прогноз по рынку. Исключением являются градообразующие объекты, поскольку их стоимость в значительной степени определяется общеэкономической ситуацией.

Спрос рассматривают с точки зрения основных субъектов, функционирующих на рынке, структурированных в соответствии с целями инвестиционной мотивации.

Инвестиционную мотивацию определяют следующими способами получения дохода:

  1. Личное проживание, ведение бизнеса (эксплуатация собственником);
  2. Передача в аренду (источник дохода – платежи за аренду);
  3. Использование в спекулятивных целях (источник дохода – увеличение стоимости актива).

Первичный и вторичный рынки.

На рынке недвижимости выделяют две составляющие, характеризующие предложение - это предложение первичного и вторичного рынков.

Показателями первичного рынка являются:

  1. Новые объекты;
  2. Цены в строительстве;
  3. Количество организаций, занимающихся строительным бизнесом;
  4. Развитость строительных технологий;
  5. Доступность строительных кредитов;
  6. Наличие земли для строительства.

Показателями вторичного рынка являются параметры действующего фонда недвижимости.

Показателями соотношения спроса и предложения являются:

  •  Условия финансирования сделок;
  •  Соотношение объемов сделок и фонда недвижимости;
  •  Мотивация инвестиций;
  •  Развитость рыночной инфраструктуры;
  •  Доступность объектов;
  •  Ликвидность объектов;
  •  Ценообразующие параметры.

Анализ рынка недвижимости.

Анализ рынка должен описывать рыночные диапазоны для следующих параметров, применяемых в расчетах для различных объектов:

  1. Цены на участки земли (для оценки земли);
  2. Основные факторы влияния на стоимость земельных участков;
  3. Условия выделения земельных участков и землепользования;
  4. Стоимость строительства;
  5. Временные параметры проектирования и строительства недвижимости;
  6. Величина арендной ставки;
  7. Величина потерь от неуплаты;
  8. Расходы на эксплуатацию;
  9. Значение ставок дисконтирования, капитализации;
  10. Сроки экспозиции;
  11. Условия продажи, сдачи в аренду;
  12. Обоснование скидок на торг;
  13. Цены продаж, факторы влияния на цены продаж.

Анализ рынка должен содержать разбор параметров инвестиционной деятельности:

  •  Доходность строительных проектов, величина прибыли предпринимателя;
  •  Сроки внедрения строительных проектов;
  •  Распределение затрат по проектам;
  •  Графики продаж (распределение доходов);
  •  Риски проектов;
  •  Схемы финансирования.

Таким образом, анализ рынка должен содержать динамику изменения показателей, а также и обоснование темпов их изменения в будущем.